Пожаротушение в музее: трубы, требования, прокладка

Отправить запрос

Хранящиеся в музеях экспонаты, как правило, изготовлены из легковоспламеняющихся материалов. Древесина, текстиль, бумага, кожа – это далеко не полный перечень горючего содержимого музейных экспозиций и запасников.



Тушение пожара в таких зданиях несет определенные сложности:

  • сложная планировка зданий;
  • недостаточное (в точки зрения норм ПБ) количество окон и выходов;
  • сложные схемы размещения и устройства экспозиций и музейных фондов;
  • большое количество посетителей;
  • вероятность распространения паники в случае пожара;
  • необходимость сохранения научных, художественных, исторических экспонатов и ценностей.

Зачастую под музеи используются старинные неприспособленные здания, не отвечающие современным нормам пожарной безопасности. Это создает большие проблемы для организации систем пожаротушения.

Максимальную защиту людей и музейного имущества обеспечивают автоматические системы:

  • установки пожаротушения (АУПТ);
  • сигнализации (АПС);
  • оповещения и эвакуации (СУОЭ).

Учитывая специфические особенности музейных помещений и задачи по максимальному сохранению исторического наследия, из всех имеющихся огнетушащих веществ чаще всего используются:

  • вода;
  • газовые огнетушащие вещества (ГОТВ).

Причем, если водяное пожаротушение направлено прежде всего на сохранение жизни и здоровья людей, то ГОТВ больше подходят для обеспечения сохранности материальных ценностей (поскольку не наносят вреда картинам и прочим экспонатам). В музеях можно применять только безвредные для людей составы ГОТВ.


Выполненные объекты

Все объекты вы можете посмотреть на странице Все объекты

Требования для системы пожаротушения музея

Прежде всего следует остановиться на специальных нормах и требованиях, касающихся пожарной безопасности и устройства систем пожаротушения в музейных учреждениях.

1. Приказом Министерства культуры РФ № 736 в 1994 году были введены в действие Правила пожарной безопасности ВППБ 13-01-94, в которых установлены основные требования для учреждений культуры.

К зданиям, помещениям и территориям предъявляются следующие требования:

  • обязательная защита проемов в стенах и лестничных клетках противопожарными самозакрывающимися дверями;
  • запрет установки решеток в оконных проемах зданий (возможны исключения по разрешению местного Госпожнадзора и милиции);
  • содержание в состоянии готовности водопроводных колодцев с пожарными гидрантами и других источников водоснабжения;
  • наличие нормативного количества эвакуационных выходов;
  • минимальная ширина проходов принимается равной 1 м, а против выходов – не менее, чем ширина двери;
  • обеспечение направления открытия дверей эвакуационных выходов по ходу движения людей из помещения.

2. В 1988 году ЦНИИЭП им Б.С. Мезенцева подготовило Рекомендации по проектированию музеев. В части противопожарной защиты в документе приводятся следующие положения:

  • обязательное размещение охранной и противопожарной сигнализации в залах;
  • устройство молниезащиты;
  • применение углекислотного пожаротушения в экспозиционных залах;
  • отсутствие сгораемых и токсичных полимерных материалов в отделке помещений;
  • наличие не менее 2 эвакуационных выходов в экспозициях и помещениях, предназначенных для проведения массовых мероприятий;
  • ширина главного прохода в выставочном зале – от 3 м, между оборудованием экспозиции – от 2 м;
  • изолирование хранилищ от других помещений стенами с пределом огнестойкости от 2,5 часов;
  • внутренние стены хранилищ должны иметь предел огнестойкости 2 часа;
  • ширина проходов в хранилищах: главный – 2,5 м, другие – от 0,9 м.

3. Отраслевой норматив Минкультуры РФ, утвержденный приказом № 842 от 08.12.2009, в параграфе 39 устанавливает основные требования к пожарной безопасности, противопожарному режиму и средствам пожаротушения музейных помещений.

Общероссийский СП 112.13330.2011 определяет порядок подразделения на классы пожарной опасности зданий и функционально связанных между собой групп помещений. Основными критериями для определения классов являются:

  • способ использования помещения;
  • степень угрозы безопасности людей при пожаре;
  • вид и количественный состав основного функционального контингента.

По классификации СП 112 здания музеев отнесены к Ф2.2. СП 5.13130.2009 является основным документом, регламентирующим требования к АУПТ и АПС в РФ. Свод правил устанавливает:

  • перечень объектов, подлежащих защите АУПТ и АПС;
  • распределение помещений по группам опасности развития пожаров;
  • методические материалы по расчетам параметров установок пожаротушения с различными огнетушащими веществами для разных групп опасности;
  • порядок выбора типов, мест установки и применения пожарных извещателей.

Пожаротушение в музее

Redi Phonoline

Официально-разрешенная система пластиковых труб в области автоматического пожаротушения. Разработана специально для спринклерных систем.

Сертифицирована по установленным стандартам пожарной безопасности в большинстве стран мира, а также ВНИИПО МЧС РФ для применения в системах АУТП и противопожарном водопроводе. Не требует промывки, трудногорючая.


Спринклерная система пожаротушения в музее

Наиболее распространенными достаточно эффективными средствами пожаротушения в музеях признаны АУСП, использующие в качестве огнетушащего вещества:

  • воду;
  • газ (азот, углекислый газ, аргон, инерген, некоторые марки хладона).

Воду используют спринклерно-дренчерные системы, которые осуществляют тушение пожара путем разбрызгивания водяных капель в зоне возгорания. Вода поступает в систему по сети противопожарных трубопроводов. Они могут быть совмещены с системой хозяйственно-питьевого обеспечения музея. Если такой возможности нет, предусматривают самостоятельные противопожарные трубопроводы и источники водоснабжения. Основные технические параметры АУПТ спринклерного типа определяются по ГОСТ Р 51052–2002.

Спринклерно-дренчерные установки всегда готовы к работе. Они запускаются автоматически после срабатывания специального «теплового замка». Каждая модель теплового датчика рассчитана на определенную температуру в помещении, при превышении которой происходит запуск АУПТ.

Места расположения АУПТ спринклерного типа определяются функциональным назначением помещений музеев. Обычно это бытовые и вспомогательные помещения, пути эвакуации персонала и посетителей, помещения с инженерными коммуникациями, вентиляционные шахты и другие объекты, где отсутствуют экспонаты и музейные фонды (для противопожарной защиты мест сосредоточения музейных коллекций принято использовать ГОТВ).

Спринклеры располагают с таким расчетом, чтобы охватить всю площадь защищаемого помещения. Их крепят к кровле, потолкам, высоко на стенах. Поэтому важно, чтобы системы трубопроводов имели небольшой вес.

Раньше для изготовления противопожарных трубопроводов преимущественно использовали стальные трубы. Сейчас для этих целей принято применять легкие высокотехнологичные пластиковые трубы, полностью отвечающие требованиям пожарной безопасности. В качестве примера можно привести противопожарные трубы Aquatherm red pipe. После проведенных испытаний они сертифицированы по ГОСТ 30244-94 и относятся к группе горючести Г1. Под этот материал разработаны специальные технические условия для применения на объектах различного назначения.


Особенности реконструкции системы пожаротушения в музее

Многие музеи оборудованы системами тушения пожаров, которые уже вышли из строя, требуют переосвидетельствования или замены. Зачастую установленное противопожарное оборудование давно устарело, а его производители давно ушли с рынка.

Часто для размещения музеев используют здания, представляющие историческую ценность. С точки зрения реконструкции систем пожаротушения размещение в зданиях старой постройки часто означает необходимость восстановления старых инженерных коммуникаций, обеспечивающих подачу огнетушащего вещества в противопожарную систему. В зависимости от причин, обусловивших необходимость реконструкции, в состав работ могут включаться:

  • замена вышедшего из строя или отслужившего ресурс противопожарного оборудования;
  • частичная или полная замена трубной разводки вследствие износа;
  • врезка дополнительных участков пожаротушения в действующую систему;
  • работы, связанные с переходом на другое огнетушащее вещество (например, с углекислоты на хладон или фторированный кетон);
  • полная замена противопожарной системы вследствие выхода из строя, несоответствия старой системы пожаротушения действующим нормативам безопасности.

Учитывая ограниченные финансовые возможности музейных учреждений, важно, чтобы реконструкция проходила в минимальные сроки, не требовала прекращения деятельности и вложения значительных средств без ущерба качеству и безопасности.

Зачастую в целях экономии музеи инициируют возможность оставить в работе часть старых систем. Работы по реконструкции систем пожаротушения выполняются на основании разработанного проекта, где должны максимально учитываться интересы учреждения.

Одним из способов эффективного вложения средств в реконструкцию является замена старых стальных трубопроводов пластиковыми. Они намного легче, что значительно снижает нагрузку и исключает необходимость усиления несущих конструкций. Большим преимуществом также является долгий срок службы пластиковых труб (около 100 лет) без затрат на окраску и прочистку (чем они выгодно отличаются от металлических, которые требуют постоянного обслуживания).

Удачным примером могут служить противопожарные трубы Aquatherm red pipe, имеющие большой размерный ряд и выбор стандартных соединительных элементов для любых конфигураций. Монтаж не требует много места, огневых работ и специального оборудования. Работы по реконструкции можно проводить в условиях действующего музея.


Особенности проектирования пожаротушения в музеях

Ключевыми задачами, которые должны найти отражение в проекте автоматических систем пожаротушения музеев, являются:

  • быстрое эффективное тушение возгорания в штатном режиме;
  • обеспечение безопасности для персонала и посетителей;
  • обеспечение сохранности экспонатов в результате воздействия огнетушащего вещества при срабатывании системы;
  • сохранение архитектурной целостности здания и помещений;
  • минимизация возможности несанкционированного срабатывания;
  • длительный срок службы;
  • минимизация расходов на обслуживание и эксплуатацию системы.

Учитывая то, что основным огнетушащим веществом в музеях являются ГОТВ, особое внимание должно быть уделено их выбору, а также схемам работы с учетом особенностей функционирования музея. Для тушения пожара допускаются проектные решения по схемам ингибирования, охлаждения, разбавления.

Следует воздерживаться от использования в АУПТ смертельно опасной для людей углекислоты в пользу хладона или более прогрессивных «чистых» веществ наподобие фторированного кетона. Использование конкретного ГОТВ должно подкрепляться расчетами огнетушащих концентраций с учетом повышающих коэффициентов, предусмотренных для хранилищ, архивов.

Одним из важных условий для выбора ГОТВ является минимизация трубной разводки, количества модулей (газовых баллонов), насадок, достигающихся за счет увеличения радиуса покрытия газа (с учетом срока службы вещества).

Следует также учитывать возможность организации передвижных экспозиций в музейных залах, что обуславливает необходимость установки аспирационных датчиков с дополнительными функциями многолучевой защиты пространства.


Особенности монтажа пожаротушения музея

Основной особенностью, определяющей способы монтажа автоматического пожаротушения музеев, является сочетание водной и газовой систем в помещениях различного функционального назначения.

В качестве источников ГОТВ используют расчетное количество модулей, установленных во вспомогательных помещениях, соединенных системами труб с насадками, расположенными на защищаемых объектах.

Водяная система может быть подсоединена к хозяйственно-питьевому трубопроводу или использовать отдельный противопожарный трубопровод, соединенный с одной стороны с источником противопожарного водоснабжения, а с другой – со спринклерными оросителями. Наиболее трудоемким процессом монтажа является устройство трубопроводов. Исходя из времени монтажа, качества получаемых соединений, экономии материальных ресурсов высокую эффективность показывают пластиковые трубы:

  • соединения выполняют без огневых работ;
  • используются стандартные соединительные элементы;
  • численность бригады монтажников 1 – 2 человека;
  • нет необходимости в усилении несущих конструкций;
  • средний шаг крепления увеличивается на 30 % (по сравнению с металлом), что дает экономию крепежа, материалов опор;
  • отсутствует необходимость в изоляции при закладке в бетон, стяжку, под штукатурку.


Ценовое разъяснение

Экономическая эффективность автоматической системы пожаротушения музея зависит от:

  • вложений в устройство системы (проектирование, закупка материалов и оборудования, монтажные работы);
  • стоимости технического обслуживания в процессе эксплуатации.

Стоимость проекта зависит от сложности ТЗ, наличия СТУ, выполнения особых требований клиента.

Материалы и оборудование закупают по рыночным ценам на конкурентной основе. Выгоднее приобретать материальные ресурсы одного производителя, что дает экономию на использовании стандартных элементов и ремкомплектов, снижает трудоемкость монтажа, увеличивает надежность систем (например, производитель Aquatherm red pipe предлагает все необходимое для устройства противопожарных трубопроводов).

Затраты на ТО зависят от нормативного срока службы материалов и оборудования. Металлические трубные сети в обслуживании обходятся значительно дороже пластиковых, поскольку требуют регулярной защиты от коррозии, прочистки, имеют склонность к протечкам и значительно меньший срок годности. Правильно подобранный пластик лишен указанных недостатков.


Почему трубы для системы пожаротушения музея нужно покупать у нас?

  • Наша компания представитель на территории России, в связи с чем, мы можем предоставить наиболее выгодные условия по стоимости и срокам поставки.
  • Вся продукция находится на нашем складе в городе Москва и быстро доставляется в любую точку России – без задержек и других подводных камней.
  • Мы индивидуально подходим к каждому клиенту, никогда не забываем о хорошем, и предоставляем очень качественный сервис – работая с нами, Вы останетесь довольны.

Купить трубы для системы пожаротушения музея

Чтобы купить продукцию, пришлите нам спецификацию объекта или непосредственное количество необходимых элементов.

В большинстве случаев все продукция будет находится на нашем складе в Москве, и Вы получите самые минимальные сроки поставки.

В связи с наличием центрального склада Вы получаете максимальное количество продукции на территории России.

Отправить запрос


Вопросы, комментарии, отзывы

* - обязательное к заполнению

Минимальные сроки поставки

Весь ассортимент хранится на нашем складе в г.Москва, благодаря этому, мы можем осуществить поставку продукции в самые кратчайшие сроки. По Москве - в день оплаты, при наличии всего запрашиваемого количества на нашем складе или в течении 2 недель при отсутствии. Данный, минимальный срок поставки возможен в связи с еженедельным приходом грузовиков из Европы на наш склад в г. Москва.

Так как наша компания прямой представитель заводов производителей - мы можем организовать быструю поставку из-за границы даже сверх крупных объемов.


Цена труб для системы пожаротушения музея

Ценовая политика предоставляет довольно гибкие возможности специально для ваших проектов. Для каждой отдельной спецификации мы разрабатываем индивидуальное предложение, основанное на ряде важных факторов.

Если у вас уже имеется проект с заложенной системой, просто пришлите нам его спецификацию и наши специалисты за короткое время рассчитают максимально возможную скидку, а также сообщат о ближайшем сроке поставки.

Для поставки сверхкрупных объемов согласовываются специальные (эксклюзивные) цены.


Прайс-лист

Инженерные системы проектируются индивидуально для каждого объекта.

Цена варьируется в зависимости от величины объекта и особенностей Вашего проекта. Наша ценовая политика является самой низкой в России.

Прайс лист