Отопление вокзала: требования, строительные нормы, виды трубопроводов

Отправить запрос

Вокзалы – основной элемент транспортной инфраструктуры. В условиях непрерывного пассажиропотока выдвигаются жесткие требования к системам отопления по надежности, безопасности, экономичности. Строительство вокзалов выполняется по СНиП II-85-80 «Вокзалы», однако для коммуникаций используются дополнительные строительные нормы и правила, как для общественных зданий и объектов социально-значимой инфраструктуры.



Требования к системе отопления вокзала

Министерство путей сообщения РФ вместе с Департаментом пассажирских перевозок утвердили (1998 г.) отраслевые нормы для проектирования ЖД-вокзалов, включая прием поездов дальнего следования. Также при строительстве вокзалов должен использоваться СНиП II-85-80 и пособие по проектированию к нему.

Основные регламентирующие документы:

  • СП 41-101-95 – правила проектирования, монтажа и обслуживания тепловых пунктов;
  • СНиП 2.04.07-86* – содержит требования для водяных тепловых сетей;
  • СНиП 2.04.05-91* – основной свод правил по проектированию, монтажу и обслуживанию сетей отопления, вентиляции, кондиционирования;
  • СП 60.13330.2012 – применяется для тепловых расчетов, построения схемы отопления вокзалов, обеспечения безопасности и надежности;
  • СНиП 31-06–2009 – специальный свод правил для общественных зданий, включая ЖД вокзалы;
  • ГОСТ 12.01.005-76 – общие санитарно-гигиенические требования к воздуху в рабочих зонах, включая требования по температуре (необходим для тепловых расчетов);
  • Рекомендации по проектированию вокзалов МДС 32–1.2000 (Минстрой России и ЦНИИП Градостроительства) – комплексный документ, в том числе, затрагивающий правила проектирования и монтажа отопления различных видов вокзалов (ЖД, аэро-, морских портов);

Важно отметить, что состав, параметры работы системы отопления вокзалов определяются требуемым пассажиропотоком, архитектурными и планировочными решениями, теплопотерями здания и рядом других факторов.

Основные требования к отоплению вокзалов:

  • Коммуникации должны монтироваться скрытым образом для предотвращения ожогов и случаев вандализма. Не допускается температура теплоносителя выше 95 °С.
  • Расчетную температуру воздуха по типам помещения можно посмотреть в Рекомендациях по проектированию вокзалов.
  • Допускаются к использованию только сертифицированные материалы, соответствующие санитарно-гигиеническим и пожарным требованиям.
  • Трубопроводы монтируются из стальных, медных, латунных, термостойких полимерных труб.
  • Для общественных зданий требуется обеспечение надежности трубопровода на срок от 25 и более лет.
  • В помещения большой площади, а также для многоэтажных зданий рекомендуется подводить отдельную линию отопления.
  • Необходимо предусмотреть теплоизоляцию трубопроводов для повышения энергоэффективности.
  • Расчет отопительной мощности, а также монтаж выполняется по СП 60.13330.2016 (актуализированное и дополненное издание строительных норм и правил)
  • Допускается использование индивидуальных тепловых пунктов, либо подключение к централизованному отоплению. Во втором случае обязательно устанавливаются узлы учета потраченной энергии.
  • Не допускается применение бывших в использовании материалов.
  • Допускается использование комбинированных трубопроводов (стальных и полимерных), соединение трубопроводов и запорной арматуры должно выполняться через стандартизированные фитинги на резьбе.

Важно отметить, что в советских СНиП практически все расчеты строились на использовании стальных трубопроводов. Однако, в СП 60.13330.2016 больше внимания уделено именно полимерным трубам, касательно них вводятся следующие требования:

  • При монтаже системы отопления должны использоваться материалы одного производителя;
  • Полимерные трубы следует выбирать с учетом используемого теплоносителя, температурного режима, нагрузки на отопления. Коммуникации должны соответствовать по сроку службы (не менее 25 лет эксплуатации);
  • В комбинированных сетях (металл и полимеры) допускается использовать материалы с кислородопроницаемостью не более 0,1 г/(м3·сут);
  • Параллельные линии отопления монтируются с шагом не менее 50 мм;
  • Полимерные трубы допускается замоноличивать, в отличие от стальных труб, если их расчетный срок службы менее 40 лет.

Трубы aquatherm green pipe соответствуют требованиям ГОСТ 52134-2003, ГОСТ 53630-2015 (для пластиковых труб), а также по ГН 2.1.5.1315-13 (Санитарно-эпидемиологическое заключение по ПДК хим.веществ). Их можно использовать для строительства вокзалов, портов, аэропортов и административных зданий. Материал, из которого сделаны трубы, обеспечивает низкие теплопотери, не подвержен коррозии, и отвечает требованиям к современным и безопасным отопительным сетям.


Устройство системы отопления вокзала

При проектировании отопления вокзала учитывается пропускная способность, архитектура зданий, имеющиеся в распоряжении коммуникации. Также схема расположения отопительных приборов должна учитывать назначение и особенности помещений. Так, для охраны, диспетчеров, касс могут монтироваться радиаторы отопления, а в помещениях большого объема (с высокими потолками) устанавливаться тепловентиляторы и тепловые завесы. В рамках предпроектной оценки проектировщик должен предварительно составить схему расположения элементов системы отопления:

  • Котельного оборудования;
  • Группы безопасности – воздухоотводчиков, предохранительных клапанов;
  • Трубопроводов, стояков;
  • Конвекторов, радиаторов, тепловентиляторов;
  • Коллекторов, задвижек, обратных клапанов;
  • Системы фильтрации;
  • Насосного оборудования.

Согласно СП 60.13330.2012 пп. 7.1.14, 7.1.15 и 7.1.16 допускается использование воздушного, электрического, газового и водяного отопления. Наиболее часто используются водяные нагревательные элементы, радиаторы и конвекторы, поскольку обеспечивают высокий уровень надежности и безопасности.


Трубы для отопления вокзала

трубы для отопления из сырья Fusiolen произведенные в Германии.

  • Коэффициент линейного расширения составляет 0,035 мм/м
  • Низкий коэффициент теплопроводности - всего 0.15 Вт/м*K
  • Рабочая температура 95 градусов, давление 10 бар
  • Гарантия 10 лет и 20 миллионов Евро
  • Срок службы до 100 лет (Сертификат DVS)
Идеальны как для высокотемпературного так и для низкотемпературного отопления вокзала.
Имеют гигиенический сертификат для питьевого водоснабжения.

трубы для отопления из сырья Fusiolen произведенные в Германии.

  • Коэффициент линейного расширения составляет 0,035 мм/м
  • Низкий коэффициент теплопроводности - всего 0.15 Вт/м*K
  • Кислородонепроницаемость по СНиП 41-01-200 и DIN 4726
  • Рабочая температура 95 градусов, давление 10 бар
  • Гарантия 10 лет и 20 миллионов Евро
  • Срок службы до 100 лет (Сертификат DVS)

Благодаря данным характеристикам идеальны как для высокотемпературного так и для низкотемпературного отопления вокзала



Расчет системы отопления вокзала

Допустимые температуры воздуха в зданиях устанавливаются по СНиП 41-01-2003, СП 60.13330.2012 и ГОСТ 12.01.005-76. Наиболее подробно температура в помещениях вокзала описана в таблице 18 «Рекомендации по проектированию вокзалов» МДС 32–1.2000.

Основное правило расчета параметров работы системы отопления – компенсация потерь и обеспечение стабильного микроклимата в установленных нормах. Формулы расчета тепловой мощности имеются в Приложение Г. СП 60.13330.2016. В расчете теплового потребления зданий используется СП 131.13330.2018 «Строительная климатология»

Примеры требуемых параметров микроклимата для помещений вокзалов:

  • Кассовые залы – 18 °C;
  • Вестибюли, коридоры – 10 °C;
  • Помещения для длительного пребывания пассажиров – 18 °C;
  • Кабинеты врачей, комнаты оказания медицинской помощи – 20 °C;
  • Склады, помещения для хранения багажа – 16 °C.

Во время проектной работы учитывается климатическая зона, где возводится вокзал, конструкционные материалы основных несущих стен, перекрытий, пассажиропоток, планировочные решения.

В СП 60.13330.2016 приводятся следующие данные для вычисления параметров отопления:

  • Допустимая скорость движения теплоносителя;
  • Виды системы отопления для помещений по их назначению;
  • Допустимые нормы температур;
  • Способы автоматизации;
  • Требования к энергетической эффективности.

Стальные трубы в процессе эксплуатации меняют свои технико-эксплуатационные характеристики по ряду причин: коррозия, скапливание отложений, изменение коэффициента сопротивления. Это вынуждает проектировщика делать поправку на будущее и применять трубопроводы с избыточными характеристиками.

Трубы aquatherm green pipe не подвержены коррозии, имеют низкий коэффициент шероховатости и стабильно низкое гидравлическое сопротивление. Благодаря отсутствию ржавчины и отложений на внутренней стенке упрощается расчет системы отопления вокзала, а также обеспечивается безаварийная работа даже спустя 50 и более лет. Низкие теплопотери позволяют снизить потери тепла при прокладке трубопроводов от ИТП, снижаются расходы на теплоизоляцию. Общая энергоэффективность системы при использовании aquatherm green pipe повышается, по сравнению с использованием стальных труб, PEХ или обычного полипропилена.


Особенности проектирования системы отопления вокзала

Существует некоторое противоречие, между ранними строительными нормами и современным СП 60.13330.2016. К примеру, согласно МДС 32–1.2000 разрешается монтировать трубы только в свободном доступе, для обслуживания и контроля состояния, но в закрытом виде, для предотвращения ожогов и вмешательства в работу отопления. Фактически, существующие ранее стандарты предусматривали прокладку труб в специальных каналах, шахтах, коробах, но они обязательно закрывались декоративными элементами или съемной отделкой. Такой способ монтажа был необходим ввиду относительно небольшого срока эксплуатации стальных труб.

С появлением полимерных материалов уже в СП 60.13330.2016 разрешается прокладка труб в стенах, только если это полимерные трубы или трубы из материалов с расчетным сроком эксплуатации 40 и более лет. Обычные стальные трубы не проходят по этому параметру. Пластиковые трубы aquatherm green pipe, к тому же, имеют высокий показатель объема потока и пропускную способность до 30 % выше, чем у прочих трубопроводных систем. Применение современных материалов позволяет создавать более сложные схемы отопления с улучшенными эксплуатационными характеристиками по сравнению с металлами и другими материалами.


Монтаж системы отопления вокзала

Монтаж, ремонт, модернизация отопления должны выполняться по требованиям СП 73.13330.2012 «Внутренние санитарно-технические системы зданий». В документе содержатся сведения:

  • Места установки радиаторов;
  • Способы прокладки труб;
  • Требования к теплоизоляции;
  • Требования к соединительным элементам;
  • Правила сборки трубопроводных узлов;
  • Ввод в эксплуатацию новых или отремонтированных сетей.

Основными видами монтажных работ являются:

  • Установка котельного оборудования;
  • Обвязка котла;
  • Установка насосного оборудования, системы фильтрации;
  • Прокладка магистрального трубопровода от ИТП или городских сетей теплоснабжения;
  • Поэтажная разводка труб;
  • Установка отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, тепловых завес);
  • Установка запорной арматуры, терморегуляторов, контроллеров;
  • Ввод в эксплуатацию, проверка рабочих характеристик.

СП 73.13330.2012 предусматривает обязательную промывку системы отопления после масштабных ремонтных или монтажных работ. СП 60.13330.2016 допускает продувку труб, если использовались полимерные материалы.

Отличительные особенности труб aquatherm green pipe:

  • Шаг крепежа больше, чем у конкурентов;
  • Небольшое линейное расширение позволяет монтировать трубы без компенсаторов;
  • Небольшой вес уменьшает трудозатраты, ускоряет монтаж;
  • Большой выбор монтажных элементов помогает монтировать сложные схемы теплоснабжения.
  • Срок службы стальных труб по ВСН 58-88 (р) – 8 лет для общественных зданий (отопление, ГВС), оцинкованные трубы прослужат до 20 лет. На холодном водоснабжении общественных зданий стальные трубы имеют 15 лет расчетного времени эксплуатации, оцинкованные – 30 лет. Для сравнения, пластиковые трубы aquatherm green pipe рассчитаны на 50 и более лет эксплуатации в системах ХВС, ГВС и отопления.


    Что лучше для отопления вокзала? Пластик или металл?

    Пластиковые системы практически полностью вытеснили стальные и медные трубопроводы. Металлы применяются лишь точечно в определенных местах (обвязка котлов, магистральные трубопроводы большого диаметра, монтаж коммуникаций с высокой температурой теплоносителя (выше 90 °C)).

    По СП 60.13330.2016 рекомендуется использовать современные, долговечные материалы. Обычные трубы из стали для отопления не соответствуют современным требованиям по надежности, технико-экономическому обоснованию, правилам прокладки коммуникаций.

    В то же время, такие системы как green pipe имеют неоспоримые преимущества:

    • Удобнее, дешевле, проще монтаж;
    • Нет огневых работ;
    • Нет высоких требований к квалификации рабочих;
    • Не применяется дорогостоящий инструмент;
    • Отсутствует коррозия;
    • Низкое линейное расширение, не нужны компенсаторы;
    • Срок службы 50 и более лет.

    Металлические трубы тяжелые, требуют больше трудозатрат, а главное – имеют крайне небольшой расчетный срок службы! Для объектов социально-значимой инфраструктуры лучше использовать пластиковые трубопроводы, получившие допуски и необходимую сертификацию по ГОСТ и СанПиН.


    Почему трубы для отопление вокзала нужно покупать у нас?

    • Наша компания представитель на территории России, в связи с чем, мы можем предоставить наиболее выгодные условия по стоимости и срокам поставки.
    • Вся продукция находится на нашем складе в городе Москва и быстро доставляется в любую точку России – без задержек и других подводных камней.
    • Мы индивидуально подходим к каждому клиенту, никогда не забываем о хорошем, и предоставляем очень качественный сервис – работая с нами, Вы останетесь довольны.

    Купить трубы для отопление вокзала

    Чтобы купить продукцию, пришлите нам спецификацию объекта или непосредственное количество необходимых элементов.

    В большинстве случаев все продукция будет находится на нашем складе в Москве, и Вы получите самые минимальные сроки поставки.

    В связи с наличием центрального склада Вы получаете максимальное количество продукции на территории России.

    Отправить запрос


    Вопросы, комментарии, отзывы

    * - обязательное к заполнению

    Минимальные сроки поставки

    Весь ассортимент хранится на нашем складе в г.Москва, благодаря этому, мы можем осуществить поставку продукции в самые кратчайшие сроки. По Москве - в день оплаты, при наличии всего запрашиваемого количества на нашем складе или в течении 2 недель при отсутствии. Данный, минимальный срок поставки возможен в связи с еженедельным приходом грузовиков из Европы на наш склад в г. Москва.


    Цена труб для отопление вокзала

    Ценовая политика предоставляет довольно гибкие возможности специально для ваших проектов. Для каждой отдельной спецификации мы разрабатываем индивидуальное предложение, основанное на ряде важных факторов.

    Если у вас уже имеется проект с заложенной системой, просто пришлите нам его спецификацию и наши специалисты за короткое время рассчитают максимально возможную скидку, а также сообщат о ближайшем сроке поставки.

    Для поставки сверхкрупных объемов согласовываются специальные (эксклюзивные) цены.


    Прайс-лист

    Инженерные системы проектируются индивидуально для каждого объекта.

    Цена варьируется в зависимости от величины объекта и особенностей Вашего проекта. Наша ценовая политика является самой низкой в России.

    Прайс лист