Наша компания официальный представитель четырех заводов и имеет центральный склад инженерных систем в Москве.
Канализации в образовательных учреждениях
Канализационные системы в школах, лицеях, университетах и других образовательных учреждениях устанавливают в соответствии с СП 30.13330.2012. Данный свод правил составлен техническим комитетом по стандартизации — ТК 465 «Строительство». Канализацию в образовательных учреждениях монтируют вместе с системами водоснабжения, которые регламентируют СП 31.13330.2012 и требования СанПиН 2.1.4.1074-01.
Особенности проектирования канализаций для образовательных учреждений
Проектирование канализационных систем в учебных заведениях ранее выполнялась по СНиП II-Л.6-67. В документе имеются отсылки на СНиП II-Г.6-62 и СНиП II-Г.4-62. Однако оба регламента перестали действовать. Им на замену был разработан общий свод правил — СП 32.13330.2018. Данный документ регламентирует:
- гидравлические расчеты канализационных систем;
- общие указания по проектированию канализации;
- глубину заложения трубопровода, повороты и соединения;
- устройство и требования к смотровым и перепадным колодцам;
- условия проектирования дождеприемников;
- правила применения в проектах дюкеров;
- требования к размещению выпусков и ливнеотводов;
- добавление вытяжных вентиляций через стояки водоотведения;
- условия размещения сливных станций и так далее.
Необходимость внесения вытяжной вентиляции в проект регламентирует СанПиН 2.1.6.1032-01. При разработке проекта учебных заведений, соблюдение санитарно-эпидемиологических правил обязательно.но.
Требования к канализационным системам учебных заведений
Канализация в школе
Проектирование и монтаж канализации в школе выполняют по минимальным требованиям СП, ГОСТ и СанПиН. Сточные жидкости выводятся из сооружения в центральную канализационную систему. Основными условиями являются:
- При наличии в классах или аудиториях отдельного умывальника, необходимо предусмотреть систему водоотведения. В таких случаях, по регламенту, к кабинетам школьников 1-4 классов подводят только холодное водоснабжение, поэтому трубы рассчитывают без акцента на высокую температуру рабочей среды.
- Обеспечение учащихся питьевой воды. Наиболее гигиеничным решением становятся питьевые фонтанчики. Их устанавливают на каждом этаже, а расстояние от пола выбирают по среднему росту учащихся. Для этажей начальных классов расстояние 60 см, для средних и старших 65-70 см. С учетом такой высоты подбирают оптимальный вариант монтажа системы водоотведения. Обычно канализацию для фонтанчиков проводят в стенах.
- Количество унитазов. Минимальное количества сантехники в санузлах — один унитаз и один писсуар на 40 мальчиков, один унитаз на 30 девочек.
- Организация системы водоотведения в столовых с учетом требований СЭС. Канализации содержат вредные и неприятные запахи, поэтому элементы сети должны быть хорошо загерметизированы и на отдельных участках связаны с приточно-вытяжной вентиляцией для вывода едких паров.
Канализация в университете
В отличие от школ, высшие учебные заведения всегда возводятся в местах расположения центральных систем водоснабжения и водоотведения. При этом количество и возраст учащихся выше, поэтому требования к канализационной системе строже. В данном случае, для канализации в университете действуют нормативы общественных зданий и сооружений по СНиП 31-06-2009. К общим требованиям относятся следующие параметры:
- Количество унитазов и писсуаров определяется по стандартам учебных заведений — на 40 мужчин один унитаз и один писсуар, на 30 женщин один унитаз. Однако, если учреждение имеет несколько корпусов с разной посещаемостью, то требования к сантехнике определяются минимальными стандартами. Например, в библиотечном корпусе достаточно двух туалетов с одним унитазом на каждом этаже.
- Диаметр и расположение труб определяют строго по таблицам гидравлического расчета. Здесь учитываются этажность сооружения, площадь этажей, количество учащихся и преподавателей в конкретном корпусе и так далее. Подробные требования к расчету и способу соединения труб указаны в СП 30.13330.2012.
- В лабораториях и химических аудиториях предусматривается влияние химических реакций на трубопроводы. Системы водоотведения для таких кабинетов должны создаваться из устойчивых к реагентам материалов. В ряде случаев требуется также применить очистное оборудование для предварительного гашения химически активных сред.
В крупных университетах часто присутствуют собственные столовые и спорткомплексы, в которых имеются: стадионы, манежи, бассейны, ледовые арены и так далее. Для подобных помещений требуется создать канализационные системы под душевые, безнапорные или напорные водостоки. Такие сооружения проектируют по СП 31-112-2004, а канализации для них по СП 30.13330.2012.
Канализация в институте
Требования систем водоотведения в институтах соответствуют стандартам университетов. Однако институт является узкопрофильным учебным заведением, которое часто входит в состав университета. Если институт является структурным подразделением, то канализация для него проектируется и монтируется как часть общей системы.
Когда институт — отдельное сооружение, для него системы водоотведения создаются на основе стандартов университета, но на меньшее количество учащихся. В сооружении предусмотрена канализация для:
- санитарных узлов;
- столовых с кухнями;
- раковин в аудиториях;
- кабинетов химии;
- при наличии — лабораторий и душевых в раздевалках спортзалов.
Расчет по параметрам труб для канализации в институте также производится на основе СП 30.13330.2012.
Канализация в колледже
Системы водоотведения в колледжах проектируют и возводят по стандартам школ, поскольку такие заведения предназначены для учащихся от 15 лет. Однако в таких проектах не учитывают младшие классы, поэтому в состав проекта включают выводы:
- питьевых фонтанчиков на высоте 65-70 см;
- под кухонное оборудование и сантехнику в столовых;
- для санузлов — количество унитазов и писсуаров такое же, как в школах;
- раковин в кабинетах химии.
Для заведений европейского стандарта могут понадобиться отводы сточных жидкостей из душевых и лабораторий.
Иногда канализация в колледже не имеет выводов к центральным системам. В таких случаях, как и в школе, создают выгреб для стоковых жидкостей, но с расчетом на большее количество учащихся. Также при наличии лабораторий перед выводом в выгреб, жидкость должна проходить очистку.
Канализации в лицеях и гимназиях
Данные учреждения относят к категории школ, поэтому стандарты проектирования и монтажа такие же. Отличия могут возникнуть при возведении частного сооружения. В не муниципальных заведениях требования к системам водоотведения устанавливает заказчик. Однако они не могут быть ниже принятых стандартов. Сложность устройства канализации в лицеях и гимназиях определяется наличием дополнительных помещений: столовой с кухней, лабораторий, душевых, бассейнов, ледовых арен и так далее.
Особенности монтажа канализаций в учебных заведениях
Процесс установки безнапорной внутренней канализации в образовательных учреждениях разделяется на 6 этапов:
- по составленному проекту и расчетам нарезаются трубы;
- трубы соединяют в общую конструкцию — с разделением на участки;
- места стыковки труб тщательно герметизируют;
- созданные трубопроводы прокладывают или закрепляют согласно схеме;
- отводы соединяют с наружной системой.
В особых случаях необходимо создать давление в трубопроводе, поэтому перед соединением наружной и внутренней канализации в систему монтируют оборудование: напорные станции, очистные установки и так далее.
Устройство канализационных систем в образовательных учреждениях
В образовательных учреждениях системы водоотведения отличаются только при наличии уникальных помещений в здании: спортивных объектов, исследовательских лабораторий и так далее. Устройство канализации стандартного заведения включает:
- наружную трубу, которая подключается к центральной системе водоотведения;
- колодец — для обслуживания и осмотра внешнего трубопровода;
- соединительную ветку — устанавливается между отводом и внешней трубой;
- трубопровод от стояка к колодцу;
- отводные трубы;
- гидрозатворы — сифоны;
- сантехнику — унитазы, писсуары, раковины и так далее.
Это базовый набор элементов. В отдельных случаях его дополняют спецоборудованием, ливневыми стоками, дренажными системами и другими составляющими.
Шумоизоляция канализации
В учебных заведениях любого вида целесообразно применять шумопоглощающую канализацию. Это связано с необходимостью соблюдать акустический комфорт учащихся, персонала и посетителей учебных заведений. Чаще всего посторонние шумы возникают из-за ошибок монтажа, после неправильного проектирования систем и узлов, либо же из-за использования трубопроводов низкого качества с небольшой толщиной стенок и низким коэффициентом шумопоглощения.
В общественных местах можно использовать трубопроводы REDI Phonoline, которые сертифицированы немецкими и французскими институтами на соответствие европейским стандартам шумоизоляции инженерных коммуникаций. К примеру, слив унитаза при нормальной скорости потока создает шум не более 12 Дб. Для сравнения, по СНиП-23-03-2003 для жилых комнат уровень шума не должен превышать 83 Дб (с 7:00 до 23:00).
Стоимость материалов
Цена труб под канализационные системы зависит от выбранного материала и количества изделий. Чаще всего применяют трубы из:
- керамики — ГОСТ 286-82;
- железобетона — ГОСТ 6482-88;
- полиэтилена — ГОСТ 22689.2-89;
- непластифицированного поливинилхлорида (НПВХ) — ГОСТ 32413-2013.
НПВХ трубы обладают оптимальным соотношением цены и качества. Средняя стоимость таких изделий составляет от 1500 рублей за погонный метр, если речь идет о проверенных и надежных производителях с европейской сертификацией. Самые дешевые трубы до 500 рублей не подходят для обустройства канализационных систем общественных сооружений, поскольку не проходят по стандартам горючести, шумопоглощения, и отличаются возникновением частых протечек и непродолжительным сроком службы.
Обращаем внимание, что стоимость материалов сильно разнится в зависимости от их вида, диаметра и характеристик. Стоимость фитингов может быть в 2-3 раза выше стоимости погонного метра трубы, и зачастую, именно фитинги составляют не менее 1/3 стоимости всех комплектующих во время монтажа канализационных систем в школах, институтах, детских садах. Это обусловлено большим количеством установленных сантехнических приборов в санузлах, для подключения которых используется много коленей, тройников, воздушных клапанов и ревизий.